История уличных фонарей
21.11.2024
Светодиодное освещение сейчас стало настолько массовым, что даже привычные уличные ламповые фонари в городах (и даже деревнях) очень активно заменяются на современные яркие LED-светильники и прожекторы. Но вот что интересно: сколько лет для этого потребовалось? На этот вопрос сегодня и попробуем дать ответ, рассказав, когда появились уличные фонари, какой путь они прошли и во что превратились в итоге.
Содержание статьи:
- Первые шаги
- Новый виток истории
- История уличных фонарей в России
- Новые технологии
- Да будет свет!
- Новейшая история
- Подведем итог
Первые шаги
Прародителем уличного фонаря можно, в первую очередь, костер и факел – тот огонь, который человек приручил еще более 200 000 лет назад. Но полноценным уличным освещением в привычном смысле этого выражения их, конечно, не назвать. Но именно «живой огонь» стал основным источником света в первых попытках осветить городские улицы. Они были предприняты примерно 2 500 лет назад в Древней Греции – одном из самых прогрессивных государств, существовавшем примерно с XXX до I вв. до н. э. И прародителем уличного фонаря стала чаша, наполненная маслом, и установленная на треногу. Примерно в тот же период фонари появились и в Китае. Но это были не массивные конструкции, а легкие шарики из тонкой рисовой бумаги с небольшой горелкой внутри, которая работала всего около 20 минут.
Следующий шаг был совершен в Древнем Риме. Несмотря на то, что само государство существовало примерно в тот же период, его уличное освещение было гораздо более технологичным и прогрессивным. В нем вместе с обычными факелами использовали бронзовые фонари. Их носили слуги, освещавшие путь своего господина, а также развешивали во дворах богатых домов. Причем для защиты пламени от ветра в «окошечки» корпуса вставляли промасленную полупрозрачную ткань, бычий пузырь либо тонкие костяные пластинки.
Интересно, что дальше, несмотря на промышленный прогресс, в этом направлении развитие крайне замедлилось, и освещение не просто долгие годы, а века оставалось персональным – в виде масляной лампы или фонаря с ручкой.
Новый виток истории
Новый виток, как бы это поразительно не звучало, случился только в XV веке. И пионером стал Лондон – индустриальная столица мира. В 1417 году по постановлению мэра жители были обязаны вывешивать на улицу обычные горящие масляные лампы. Да, система освещения получалась примитивной и не очень эффективной, но, тем не менее, быстро была перенята другими городами. Например, Парижем. Причем в нем в 1558 году отдельным указом было регламентировано не только размещение фонарей – на углу каждой улицы, но и режим их работы – с 10 вечера до 4 утра. Фактически это была первая официальная попытка организовать централизованную систему освещения. Пусть и в рамках одного города. Но куда более удачным и прогрессивным можно назвать систему, организованную в Амстердаме в 1660-х. И вдвойне интересно, что стоит за ней Ян ван дер Хейден – голландский художник-пейзажист, специализировавшийся на изображении родных улиц и каналов.
На самом деле, Ян ван дер Хейден был человеком крайне разносторонним и помимо живописи интересовался физикой и техникой. И в результате он разработал не только первый полноценный уличный фонарь (к слову, по-прежнему масляный), но и целый проект освещения городских улиц с помощью этих самых фонарей. Проект был реализован в 1669 году, когда в городе было установлено более 1800 фонарей. За это изобретатель, спустя несколько лет, был удостоен не только премии, но и титула Руководителя городского освещения.
К слову, разрабатывая систему освещения, художник преследовал конкретные цели. Во-первых, она должна была обезопасить местных жителей от падений в столь любимые им живописные городские каналы, коих в сумерках случалось достаточно много из-за отсутствия ограждений. Во-вторых, это помогло бы уменьшить уровень преступности. И, наконец, в-третьих, сделать работу местной пожарной команды, к организации которой и созданию пожарного насоса ван дер Хейден также приложил руку, гораздо более эффективной.
В общем, разработанная система городского освещения на масляных фонарях оказалась настолько удобной и современной, что:
- в самом Амстердаме эксплуатировалась вплоть до 1840 года,
- достаточно быстро была перенята другими европейскими городами, например, по аналогичной системе было реализовано уличное освещение еще в нескольких голландских городах, а также в Берлине в 1682 году было установлено 1600 уличных фонарей.
История уличных фонарей в России
К нам уличное освещение пришло с опозданием, но относительно небольшим. И новатором в этом, как и во многих других направлениях, выступил Петр I. Первые уличные фонари появились в Санкт-Петербурге в 1706 году. Но это были не столбы, а подвесные светильники, размещавшиеся на нескольких фасадах возле Петропавловской крепости. Фонарные столбы появились только в 1718, но работали они без особой системы. Полноценное же освещение было реализовано только в 1723. Тогда на центральных улицах на регулярной основе работало 595 фонарей, а обслуживало их 64 фонарщика. Причем теперь все это работало комплексно: огонь зажигали только с августа по апрель, ориентируясь на так называемые «таблицы о темных часах». А в 1730-м был выпущен указ, в котором было описано, что в нескольких крупных городах, включая Москву, также нужно поставить стеклянные фонари, а также было указано расстояние между ними и характер установки: «все в одну меру, линейно». Именно этот указ и можно считать отправной точкой в организации полноценной, стандартной системы городского освещения.
Чуть позже к освещению Санкт-Петербурга подключились местные купцы. Мотивация была простой: за каждый установленный и горящий фонарь им полагалась премия. Поэтому уже к 1794 году общее число фонарей, освещавших город, превысило 3400 штук, а команда фонарщиков – 100 человек. Это было больше, чем в любом европейском городе. Но это была не единственная наша гордость: российские фонари считались самыми красивыми в мире, так как к их проектированию приложили руку самые известные архитекторы. Например, Растрелли и Монферран.
Новые технологии
Все это время для уличного освещения использовали масляные и свечные фонари. Они были малоэффективными: просто задумайтесь, много ли света может дать обычная свечка на улице, да еще и установленная в стеклянную «колбу». Поэтому следующим логичным шагом в истории уличных фонарей стало наращивание мощности, а точнее, светового потока и создаваемой ими освещенности.
Так на смену масла сначала пришел керосин, который при сгорании давал гораздо более яркое пламя, а затем и газ. Фонари на основе последнего появились в начале XIX века, а изобрели их все в той же Англии – автором изобретения считается Уильям Мердок – британский механик, который в числе прочего разработал паровой двигатель, карету на его основе (фактически, прототип современного автомобиля) и технологию сухого перегона угля, при которой и образовывался нужный газ. Газ, к слову, сначала использовали для освещения помещений угольного завода, и только потом он «вышел» на городские улицы.
В Россию газовое освещение добралось достаточно быстро: первые фонари на улицах появились уже в 1819, но развивались они не очень охотно, на первых порах значительно уступая керосиновому освещению. Но в 1865 году Московская дума подписала внушительный контракт на 30 лет с английской компанией «Букье и Голдсмит», которая должна была не только установить систему газовых фонарей в городе, но и соединить их газопроводом и даже отстроить завод для обеспечения работоспособности всей системы. С одной стороны, план удался: система была реализована в полном объеме, и на улицах появилось 3000 современных, ярких газовых фонарей. С другой – английская компания на реализации проекта прогорела. Она изначально установила крайне низкую цену на установку одного фонаря, рассчитывая в перспективе заработать на частных заказах – на освещении домов. Но люди газа откровенно боялись. Одни считали его небезопасным, ведь он мог взорваться в любой момент, другие вообще не понимали, как фонарь может гореть без фитиля. В результате частных заказов оказались буквально единицы.
Ко второй половине XIX века фонари начали освещать не только улицы, но и общественные места, например, парки, где жители могли безопасно гулять даже в вечерние часы. В среднем, освещение работало до 2-3 часов ночи, после чего фонарщики постепенно тушили его. А к концу века случилась настоящая революция.
Да будет свет!
В 1879 году на новом Литейном мосту в Санкт-Петербурге заработало сразу 12 новейших электрических фонарей. Они не просто зажглись, а вспыхнули – настолько разительной была разница между газовым освещением улиц и электрическим. Причем фурор произвели они не только в нашей стране, но и в Европе, где в одночасье получили звучное имя «русский свет». А к концу года уже во всю гудела электростанция, а Невский проспект освещало еще 32 электрических лампы. А к концу века количество электростанций выросло до 4, а фонарей – до 213.
В Москве же электрические фонари зажглись в 1880 – тогда в городе появилась первая сотня фонарей. А через 3 года коронация Александра III уже проходила под светом электрических ламп.
Полноценная электрификация пришлась на 1930-е. Изначально каждый фонарный столб нужно было включать вручную, то есть, профессия фонарщика оставалась востребованной, но в итоге была реализована столь привычная сейчас централизованная система управления, когда включить или выключить, свет практически в один момент стало можно сразу во всем городе. Интересно, что, в отличие от газа, электрическое освещение было принято жителями с восторгом, и первое время многие выходили гулять на центральные улицы исключительно для того, чтобы постоять под новыми яркими фонарями.
Дальнейшей электрификации серьезно помешала Великая Отечественная Война, но по ее окончании оборудование городов, а затем и других, более мелких населенных пунктов, электрическими уличными фонарями продолжилось. Однако в итоге оказалось, что за большую яркость приходится расплачиваться. В прямом смысле слова. Повсеместно использовавшиеся тогда лампы накаливания давали яркий свет, но энергоэффективность у них была весьма низкой. Соответственно, чем сильнее разрасталась система освещения по СССР, тем острее вставал вопрос экономии электроэнергии.
Первая попытка перехода на что-то более энергоэффективное была предпринята в середине 50-х, когда для освещения пары московских улиц решили использовать новую разработку – люминесцентные лампы. Они действительно потребляли меньше энергии, но, как оказалось, крайне плохо работали в мороз, буквально отказываясь разгораться в полную мощность. То есть, эксперимент оказался неудачным.
Вторая попытка пришлась на 60-е, когда в фонари стали устанавливать ртутные газоразрядные лампы. Они светили ярко, потребляли меньше энергии, но сам свет имел холодный оттенок, из-за чего предметы в нем выглядели несколько неестественно. В середине 70-х опробовали и натриевые лампы высокого давления. В сравнении со ртутными они светили ярче и потребляли еще меньше энергии, но с индексом цветопередачи у них было все еще хуже. И эта особенность даже вызвала определенное недовольство у городских жителей. Но в итоге именно натриевые лампы стали своеобразным стандартом на улицах больших городов. А в отдаленных регионах используются и сейчас.
Новейшая история
Прогресс не остановить, и сейчас медленно, но верно идет обновление на светодиодное освещение, которое по всем параметрам оказывается лучше. Светодиодные уличные фонари легче, компактнее и энергоэффективнее, но при этом обладают солидным запасом светового потока и ресурса – более 50 000 часов (то есть, более 12 лет работы в темное время суток). Для сравнения срок службы лучших натриевых ламп – до 20 000 часов. Кроме того, наиболее современные фонари поддерживают дополнительные функции, например, дистанционную диагностику и регулировку яркости (диммирование).
В Москве программа перехода на светодиодное уличное освещение реализуется с 2010 года, и сейчас успешно заменено уже более 80% всех уличных светильников. И это при этом, что Москва считается одним из самых хорошо освещенных городов мира – с наступлением темноты в городе загорается чуть меньше миллиона ламп.
Подведем итог
В каком году появились уличные фонари точно сказать сложно, поскольку освещение городских улиц сначала было предметом необязательным. Но абсолютно ясно одно: чтобы проделать путь от тусклого огонька свечи в лампе до яркого современного светодиодного освещения потребовалось несколько столетий. Но оно того определенно стоило.